ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

О ВОЕННОЙ ИСТОРИИ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

oi8mcne2ssg
59ibau05oxo
ub-tc8u1fak

Сайт kareliarecon.ru выступает категорически против и не занимается пропагандой, одобрением и пособничеством нацизму, не производит, не хранит и не распространяет нацистские материалы, не использует информационные ресурсы, в том числе Интернет, для героизации нацистских преступников, не использует нацистские материалы в рекламе, и никакими другими действиями не способствует реабилитации нацизма и героизации нацистских преступников и их пособников.

ВОЕННО-МОСРСИЕ СИЛЫ ФИНЛЯНДИИ в 1939-1944 гОДА.

ВМС Финляндии в 1939-1944 гг.

С 1323 г. Финляндия входила в состав Шведского королевства; в 1808-1918 гг. находилась в составе Российской империи, под названием Великого княжества Финляндского, на территории которого располагались военно-морские базы Российского Императорского Флота Гельсингфорс и Свеаборг.

Собственные вооруженные силы были созданы Финляндией в январе 1918 г., сразу же после провозглашения независимости.

 

История финского флота

С 1323 г. Финляндия входила в состав Шведского королевства; в 1808-1918 гг. находилась в составе Российской империи, под названием Великого княжества Финляндского, на территории которого располагались военно-морские базы Российского Императорского Флота Гельсингфорс и Свеаборг.

Собственные вооруженные силы были созданы Финляндией в январе 1918 г., сразу же после провозглашения независимости.

Тогда же было положено начало созданию национальных ВМС. Первоначально они состояли из кораблей и судов русского флота, которые по разным причинам не смогли принять участия в «Ледовом» походе" Балтийского флота.

В 1920 г. был подписан Дерптский мирный договор, по которому Россия официально признавала независимость Финляндии. Сразу же после этого были предприняты попытки развития собственных ВМС, но все же почти десять лет финский флот не играл какой-либо роли на Балтике. В его состав входили лишь бывшие русские корабли, личный состав на 57% состоял из шведов, да и сами ВМС не были самостоятельной структурой, а входили в состав береговой обороны.

В 1921 г. в парламент был подан проект первой кораблестроительной программы, по которой предполагалось построить 6 броненосных канонерских лодок, 4 эсминца, 8 эскортных кораблей, 4 подводные лодки, 30 торпедных катеров и один учебный корабль. Но из-за высокой стоимости программа не была принята. В проект были внесены значительные изменения, и в 1927 г. был принят новый вариант, по которому предполагалось иметь: 2 броненосца береговой обороны, 4 подводные лодки, 4 торпедных катера и парусное учебное судно.

Хотя для страны такой состав флота был явно недостаточен, корабельный состав к 1939 г. мало изменился. Дополнительно были построены: подводная лодка, несколько вспомогательных кораблей, серия катеров морской стражи. 6 катерных тральщиков. Помимо этого в 1939 г. в Турку были заложены 2 минных заградителя, и началась постройка новой серии торпедных катеров.

К началу войны на ВМС возлагались следующие задачи: господство над всем шхерным районом, охрана морских границ, содействие сухопутным силам, защита морских коммуникаций.

Корабельный состав ВМС:

Броненосцы береговой обороны - 2 (VeinaTnoinen, llmarinen).
Минные заградители - 8 (Louhi. Ruotsinsalmi, Riilahti, Pommi, Baltic, Frei, Poseidon, Suomi).
Канонерские лодки - 4 (Homeenmaa, Uusimaa, Karjala, Turunmaa).
Подводные лодки - 5 (Vetehinen, Iku Turso, Vesehiisi. Vesikko, Saukko).
Сторожевые корабли - 11. Сторожевые и торпедные катера - 20. Тральщики -14.

Командующим ВМС являлся генерал-лейтенант Вайно-Лахья-Рихард Вальве. Корабельным составом руководил командор Ээро-Аксель Рахола. Так как, согласно финской военной доктрине, корабли должны были выполнять второстепенные функции, по сравнению с береговой обороной, то и флотом в целом командовал «сухопутный» генерал-лейтенант!

Комплектование флота личным составом осуществлялось путем ежегодного призыва на военную службу около полутора тысяч новобранцев, а также приема добровольцев, подписавших трехлетний контракт. Призывной возраст - 20 лет. Срок службы призывников - 15 месяцев. Три первых месяца молодые матросы проходили курс начальной военной подготовки, затем обучались в школах морских специалистов и завершали службу на боевых кораблях.

Унтер-офицерский состав пополнялся в основном матросами, отслужившими срочную службу и оставшимися на сверхсрочную. Унтер-офицеры в течение 6 месяцев обучались на курсах при военно-морском училище, а также на курсах повышения квалификации при военно-технической школе.

Подготовка офицерского состава осуществлялась: в Морской кадетской школе (Гельсинrфopc, срок обучения - 3 года); на Морском отделении школы офицеров резерва (лучшие матросы и унтер-офицеры); на Морском отделении высшей военной школы (курсы усовершенствования для офицерского состава, срок обучения - 3 года). Помимо этого широко практиковалось командирование офицеров для обучения на иностранные флоты и в иностранные военно-морские учебные заведения. Кандидатами на офицерскую должность становились лица, имевшие среднее образование, в возрасте 21-23 лет.

Основными военно-морскими базами ВМС Финляндии являлись Хельсинки. Котка, Ханко, Турку, Пори.

Кроме регулярных ВМС у Финляндии был флот шюцкора - массовой добровольческой военизированной организации. С 1927 г. шюцкор стал вспомогательной частью национальных ВС. Его флот состоял из 400 моторных катеров и буксиров, вооруженных артиллерийским орудием, минами или глубинными бомбами. Основной задачей этого флота являлось содействие ВМС. прежде всего - в защите шхерных районов. Флот шюцкора разделялся на флотилии, которые, в свою очередь, делились на дивизионы (17 дивизионов по 8-20 моторных катеров). В свою очередь, флотилии размещались в трех округах: Або, Кломмене и Ладожское озеро. Личный состав шюцкора служил резервом для ВМС.

В составе ВВС Финляндии существовали две отдельные морские эскадрильи гидросамолетов - LLV-36 и LLV-39.

В 1939-1944 гг. в состав ВМС Финляндии вошли 2 минных заградителя, 21 торпедный катер (итальянские и трофейные советские) и 19 тральщиков.

Береговая оборона


В системе мероприятий по укреплению обороноспособности страны важная роль отводилась усилению береговой обороны Южное побережье Финляндии, включая северный берег Ладожского озера, было разделено на укрепленные районы: Хельсинки, Виипури. Лахтенпохья (1-й. 2-й, 3-й артиллерийские полки БО соответственно); Ханко. Хамина (1-й и 2-й отдельные артиллерийские дивизионы береговой обороны соответственно). Районы Виипури и Лахтенпохья прикрывали правый фланг укреплений «линии Маннергейма».

Попытки создания Аландской укрепленной позиции (вернее, воссоздания позиции, оборудованной Россией еще в Первую мировую войну) не удались, так как этому, обратившись в Лигу Наций, помешало советское правительство, видевшее в этом строительстве угрозу безопасности СССР.

Батареи береговой обороны были вооружены орудиями калибров 120, 152, 203, 254 и 305 мм. зенитными орудиями. Во многих местах на материке и на островах были установлены различные противодесантные заграждения.

В 1941 г. береговая оборона Финляндии состояла из 8 бригад, вооруженных 336 орудиями БО и 169 полевыми орудиями.

Зимняя война

В ходе советско-финской войны 1939-40 гг. боевые действия велись на Балтийском море и Ладожском озере.

Военно-морская доктрина Финляндии предусматривала ведение оборонительных действий, прикрывающих морские рубежи государства. Основная ударная мощь финского флота - броненосцы береговой обороны - всю войну простояли во льдах недалеко от Турку, отражая налеты советской авиации, сбив при этом 8 самолетов.

Против кораблей Краснознаменного Балтийского флота действовала береговая артиллерия.

На протяжении всей войны финские ВМС активно занимались постановкой минных заграждений, как с помощью надводных кораблей, так и с использованием подводных лодок. В январе 1940 г. пропала без вести (вероятно, подорвалась на мине) советская подводная лодка «С-2».

На Балтике, в районе Аландского моря патрулировала флотилия сторожевых кораблей под командованием капитан-лейтенанта Войомаа. 17 января 1940 г. советская подводная лодка «Щ-324» атаковала конвой в составе которого входил сторожевик «Аура-2» (бывшая яхта). Во время атаки на его борту взорвался запас глубинных бомб, и корабль быстро затонул.
На Ладожском озере в начале войны финские катера выставили 264 мины и в дальнейшем боевая деятельность финской стороны свелась к обстрелу побережья озера.

Во время Зимней войны финский флот понес крайне незначительные потери: сторожевик «Аура-2» и патрульный самолет.

Вторая мировая война

В 1941 г. финский флот не имел оперативного единства, его немногочисленные сипы были рассредоточены. Несмотря на это, флот смог оказать поддержку немецким ВМС в ходе военных действий на Балтике.

Морская война носила преимущественно минный характер. Кроме того, минные заградители также использовались в качестве охотников за советскими подводными лодками. Результаты были не блестящими: лишь в 1942-1943 гг. финны потопили советские подлодки «Щ-317», «Щ-408» и «Щ-406». 23 августа 1943 г. советская сторона взяла реванш, потопив во время ночной атаки торпедных катеров минный заградитель «Riilahti».

Броненосцы береговой обороны приняли участие в операции «Nordwind» (13.09.1941), проводимой немцами против частей РККА на острове Даго. Во время этой операции финские ВМС понесли свою самую крупную потерю — подорвался на мине и затонул, унеся с собой 271 человека, броненосец «Ilmarinen». За его «собратом», броненосцам «vainam6inen», советские ВВС устроили настоящую охоту. Неоднократные безуспешные попытки потопить корабль, привели к проведению целой операции по его уничтожению. В состав атакующего авиасоединенения входили две ударные и четыре обеспечивающие группы, общей численностью в несколько десятков самолетов. Общая бомбовая нагрузка самолетов составляла 38 тонн. В ходе атаки, ценой нескольких самолетов, корабль был потоплен, получив попадания не менее двух однотонных бомб. Однако, потоплен был не «Vainamoinen», а немецкий крейсер ПВО «Niobe»! Последний финский броненосец, переживший войну, был куплен у Финляндии Советским Союзом в 1947 г. и служил в советском ВМФ под названием «Выборг» до 1966 г.

Подводными лодками за годы войны были потоплены три советские подводные лодки («С-7», «Щ-320», «Щ-305»).

В течении 1939-1944 гг. свинский флот потерял броненосец береговой обороны и 7 боевых кораблей различных классов. На 1 августа 1944 г. в строю оставались: броненосец береговой обороны - 1, сторожевых кораблей - 8, сторожевых катеров - 12, торпедных катеров - 19, тральщиков - 35, подводных лодок - 5, минных заградителей - 6.

 

http://militarylib.com